Библиотека

Карты дьявола


Кто послужил прототипами королей, дам и валетов в современной колоде?

Когда мы берем в руки карты, нам в голову даже не приходит мысль, что у королей, дам и валетов могли быть исторические прототипы, поскольку изображения знатных особ совершенно непохожи на реальных людей. Конечно, в современных колодах трудно обнаружить какие-нибудь детали, которые позволили бы строить догадки на сей счет, и мы воспринимаем рисунки на картах-картинках просто как художественную стилизацию. Между тем первоначально у всех королей, дам и валетов были свои биографии. Прототипами четырех королей стали легендарные герои-правители древности, которыми в Средние века восхищались европейцы: Карл Великий, король франков с 768 по 800 год, а также император Западной Европы до 814 года, возглавлял червонную масть; Давид, пастух и певец, благодаря своим подвигам ставший легендарным древнееврейским царем, правил пиками; прославленный полководец Юлий Цезарь командовал бубнами, а не менее знаменитый Александр Македонский - трефами.

Правда, периодически из-за прихоти изготовителей карт начиналась путаница, которая вводила игроков в заблуждение. В некоторых колодах червонный король изображался то в виде Юлия Цезаря, то - Александра Македонского. Иногда этот непостоянный карточный монарх являлся в обличье волосатого Исавы, Виктора Гюго или французского политика генерала Буланже. В конце концов в споре за обладание карточной короной червонной масти победа досталась наиболее популярному историческому персонажу - Карлу Великому. Сегодня в короле червей он предстает в виде мудрого витязя в горностаевой мантии - символе богатства. В левой руке у него меч - символ мужества и власти. Изображение Давида в качестве короля пик изначально украшала арфа - напоминание о музыкальном таланте легендарного царя Иудеи. Но в современных картах эта примечательная деталь сохранилась только во французском варианте. Во время наполеоновских войн пикового короля, которому игроки издавна приписывают мистическую злую силу, стали изображать в виде Наполеона. Однако после того, как Европа избавилась от страха перед ним, на пиковый трон вернулся Давид. А вот Юлий Цезарь при жизни никогда не был королем. Рисовали его чаще всего в профиль, а на некоторых старинных итальянских и французских картах еще и с вытянутой рукой, словно карточный монарх тянется за взяткой. На самом деле такой жест, по замыслу изготовителей карт, должен был свидетельствовать о том, что бубновая масть отождествлялась с деньгами.

Бросающаяся в глаза рука у бубнового короля сохранилась и поныне, хотя далеко не во всех колодах.

Александр Македонский - единственный из карточных королей, в руку которого изготовители старинных карт вложили державу, символ монархии. Но стремление к максимальной стилизации неузнаваемо изменило десницу с державой, оставив от них только мало кому понятную деталь на современном изображении. Внешность короля также стала жертвой изменчивой моды. Из мужественного полководца с яростным взглядом пронзительных глаз и густой курчавой шевелюрой он превратился в худосочное, изнеженное существо с чувственными губами, аккуратными усами и щегольской бородкой. Тем не менее король треф был и остается Александром Македонским.

Дамы из королевского карточного ареопага не имеют никакого отношения к реальным подругам Карла Великого, Юлия Цезаря и других исторических личностей. Первой дамой червей была Елена Прекрасная, в греческой мифологии дочь Зевса и Леды, из-за которой якобы началась Троянская война. Позднее ее соперницами на это почетное звание становились Дидона - основательница Карфагена, целый ряд библейских персонажей, английская королева Елизавета I. В конце концов изготовители карт остановили свой выбор на библейской Юдифи, чей образ теперь присутствует во всех колодах.

Дама пик в мире карт считается «злодейкой». На самом же деле в старину ее было принято изображать в виде Афины Паллады, греческой богини мудрости и войны, за которой в легендах не водилось никаких дурных поступков. Во Франции на роль дамы пик одно время выдвигалась женщина-полководец Жанна д’Арк. Однако ее образ не смог завоевать симпатии игроков, которые все же предпочли видеть в даме пик греческую богиню Афину Палладу, чью суровость стал скрашивать традиционный цветок в правой руке.

Что касается дамы бубен, то средневековые художники не смогли прийти к согласию относительно конкретного прототипа этого карточного персонажа. Во Франции ей придавали черты Панфизелии, королевы амазонок в греческой мифологии. Но эту особу мало кто знал, и она канула в Лету. Тогда ее место заняла библейская Рахиль, отличавшаяся жадностью и злобностью и поэтому прекрасно подходившая на амплуа «царицы денег». Здесь нужно заметить, что при гадании часто забывают об отрицательных чертах дамы бубен и радуются, если выпадает эта карта. Между тем она может предвещать и грядущие неприятности, а не только деньги.

На роль дамы треф долгое время не претендовала ни одна из мифологических или исторических героинь. Иногда в колодах мелькали изображения Гекубы, правительницы Трои, потерявшей во время Троянской войны мужа и почти всех своих детей, и Флоримелы, воспетой поэтом как воплощение женского обаяния. Но они не сумели утвердиться на заветном месте. Такая же участь постигла и аллегорическое существо под именем «Разочарование», которое на старинных французских картах изображалось в виде одинокой красавицы со свадебным колокольчиком. Потом кому-то пришло в голову назвать даму треф Аргиной - от латинского слова «регина» - «царственная». Идея оказалась удачной, поскольку это имя несло в себе оттенок осуждения. Вслед за дамой треф всех фавориток и любовниц французских королей стали называть Аргинами. Причем этого прозвища удостоился даже Генрих III - сексуальный извращенец, часто облачавшийся в женские наряды.

Валеты, как их называли во Франции, или оруженосцы, в английском варианте, - это в большинстве своем стилизованные портреты реально живших людей. Хотя название этой карты буквально переводится как «слуга, лакей», вообще «человек низшего сословия», в карточном мире за ним традиционно стоял образ искателя приключений, не всегда чтящего закон, но чуждого алчности и коварства. Подобное толкование слова «валет» прекрасно соответствует прототипу валета червей. В свое время французы остановили свой выбор на известном историческом персонаже - Этьене де Виньеле, который служил в войсках Чарльза VII. Сам себе де Виньель дал прозвище Ла Ир, что можно перевести как ярость или рычание пса. И, как свидетельствуют современники, не зря, поскольку был отличным воином, храбрым, щедрым, безрассудным и язвительным.

Некоторое время он служил советником у Жанны д’Арк и сохранился в памяти соотечественников как герой народного фольклора, наподобие Вильгельма Телля и Робина Гуда. Образ этого человека настолько привлекателен, что без всяких возражений со стороны других народов Этьен де Виньель прочно занял место валета червей. Как говорят игроки: «Если он у вас на руках - дерзайте!»

Прототипом валета пик был национальный герой Дании по имени Огиер. Причина такого выбора заключалась в том, что, согласно историческим хроникам, в многочисленных битвах оружием ему служили два испанских клинка из знаменитой толедской стали, которыми он прокладывал себе дорогу в самой гуще вражеского войска. Считалось, что этот отменный рубака не знал себе равных во всей Европе.

Впрочем, наряду с подлинными фактами об Огиере есть немало легенд. В них он предстает сказочным героем, побеждающим огнедышащих драконов и возвращающим околдованным принцам их владения. С ранней юности он пользовался покровительством могущественной феи Морганы, сестры сказочного короля Артура, позднее обручившейся с Огиером. В качестве свадебного подарка волшебница даровала ему вечную молодость. Поэтому есть такая примета: если в карточных играх человеку часто приходит валет пик, он долго не будет стареть.

В средневековой Европе общепризнанным «законодателем мод» в мире карт долгое время была Италия. Поэтому нет ничего удивительного, что прототипом валета бубен стал итальянец Орландо, племянник Карла Великого. История не сохранила подробностей жизни этой легендарной фигуры. Известно только, что Орландо был очень мстительным человеком. Возможно, столь плохая репутация привела к тому, что в качестве валета бубен его сменил Гектор де Марэ, один из легендарных рыцарей

Круглого стола и сводный брат сэра Ланселота. По крайней мере именно этот персонаж стал ассоциироваться с карточным образом. Однако знаменитое благородство Гектора де Марэ плохо вяжется с дурной славой, которой пользуется этот валет. Не случайно в русском языке появилось слово «забубенный» в значении «бесшабашный, разгульный». Не исключено, что в действительности прототипом валета бубен, при гадании считающегося предвестником несчастья, послужил другой Гектор - де Галад, один из беспутных рыцарей короля Чарльза VII. Хотя, с другой стороны, бубновая масть в целом олицетворяет деньги, богатство.

Валетом треф стал сам сэр Ланселот, предводитель рыцарей Круглого стола при дворе короля Артура. Первоначально эта карта была самой яркой среди валетов. Но постепенно манера рисунка менялась. Валет треф лишился своего роскошного камзола и большой стрелы с острым наконечником, символа непревзойденного лучника, который, даже будучи раненным в бедро, сумел тем не менее одержать верх над тридцатью рыцарями. Сегодня игроки считают валета треф добрым знаком. Они толкуют его так: не отчаивайся от проигрыша, а продолжай борьбу, и тебе повезет.

В современных колодах из-за стилизации рисунки королей, дам и валетов в значительной степени утратили свои индивидуальные отличия. Этому способствовало еще и то, что в XIX веке для удобства играющих карты-картинки стали печатать с зеркальной симметрией двух половин - верхней и нижней, урезав изображения карточных особ. Весьма характерно, что их всегда окружал ореол магической таинственности. Раньше морские капитаны не разрешали матросам брать с собой в плавание эти «дьявольские картинки». Но даже если карты допускались на судно, в случае возникновения опасности в открытом море их сразу выбрасывали за борт. Начало такому обычаю положила история, приключившаяся с матросами Колумба во время плавания к Америке. Они уже потеряли надежду остаться живыми, когда корабельный священник объявил, что причина всех их бед - игральные карты, оказавшиеся на каравеллах. Легенда гласит, что, как только злосчастные «орудия Сатаны» были утоплены в морской пучине, вахтенные увидали на горизонте берега Америки.

Впрочем, в наши дни тоже есть немало людей, которые относятся с неприязнью и подозрением к маленьким картонкам с мужскими и женскими лицами. Например, шахтеры никогда не берут с собой карты, спускаясь под землю, а квартирные воры не трогают их. Вообще все, чья жизнь связана с риском, не очень-то жалуют эти «инструменты азарта». Специалисты в области оккультных наук считают подобные интуитивные опасения в отношении карт отнюдь не беспочвенными. По их мнению, именно через изображения на картах-картинках потусторонние силы, в том числе и темные, проникают в наш мир, воздействуя на происходящее в нем. Другими словами, карточные короли, дамы и валеты могут служить своеобразными репродукторами на одном конце каналов связи нашей реальности с тем, что именуется «тонким миром».

Скорее всего, эти каналы действуют далеко не всегда, но помнить о них нужно.

Сергей ВАХРОМЕЕВ. "Поле чудес" ВРЕМЯ, НАЗАД!



История игральных карт Вернуться в Амбер
Hosted by uCoz