Библиотека

История игральных карт


Карточные игры всех времен и народов

Появлением карт наряду с компасом, порохом, фарфором и бумагой мы, вероятно, обязаны Китаю. Дело в том, что бумажные деньги служили подданным Поднебесной не только для взаимных расчетов, но и для азартных игр. Причем они были в ходу на территории древнего Китая уже в VIII веке нашей эры, в эпоху правления Тяньской династии. Изображенные на банкнотах императоры, их жены, губернаторы провинций, занимавшие различное положение при дворе, одновременно обозначали достоинство той или иной купюры. Правда, достоверных свидетельств, подтверждающих эту теорию происхождения карт, нет. Как, впрочем, и доказательств того, что цветные китайские плитки, датируемые первым веком нашей эры и хранящиеся в коллекции Бостонского музея, служили прообразом игральных карт. Вполне возможно также, что предшественниками игральных карт были стрелы, камни, кусочки коры, деревянные бруски, кости и зубы животных, которые наши далекие предки использовали для гаданий и других магических ритуалов. Со временем некоторые из перечисленных предметов превратились в принадлежность различных игр - игральные кости, фишки домино или шахматные фигуры. Другие сохранились лишь в виде изображений, нанесенных на бумажные прямоугольники, круги и квадраты, которые в свою очередь стали прообразом первых примитивных игральных карт. Например, многие музеи располагают игральными дисками и другими предметами аналогичного назначения, изготовленными американскими индейцами и корейскими мастерами.

Ряд историков считают, что в Европе карты стали известны благодаря сарацинам (то есть арабам), которые в основном использовали их в качестве магических атрибутов для предсказания судьбы. В результате вторжения сарацинов в Италию в Х веке местные жители заимствовали карты у завоевателей именно как принадлежность азартных игр. Первое упоминание о карточной игре в Европе, дошедшее до наших дней, относится к 1369 голу. Оно содержится в трудах двух монахов, авторов манускрипта, посвященного истории церкви, один из которых был бельгийцем, а второй-швейцарцем. Монах-бельгиец признавался, что он был потрясен, застав двух братьев-мирян, играющих в карты "у самых стен аббатства Сан-Сувер". Второй хронист бесстрастно констатирует. что в тот год карты появились в Швейцарии. Итальянский историк XV столетия Анджело Ковеллуццо свидетельствовал: "В год 1379 от Рождества Христова игра в карты была завезена в Витебро. Каковая игра произошла из сарацинских пределов и зовется сарацинами "наиб". Арабское слово "набаа" означает "пророчество". Это косвенно подтверждает утверждение о том, что сарацины использовали карты по большей части для гаданий, а не азартных игр (кстати, хотя этимологические корни испанского слова "наипес", означающего "карты", точно неизвестны, можно предположить, что оно происходит от арабского слова "набаа", которое подверглось фонетическим искажениям, или же от названия города Неаполя, чьи жители раньше других народов Европы познакомились с карточными играми).

Самая ранняя из известных европейских карточных колод-это колода карт "тарот", изготовленная в XIV веке в Ломбардии. В ней четыре масти: чаши, мечи, деньги и жезлы (или дубинки). Каждая масть состояла из десяти карт с цифрами и четырех картинок: короля, королевы, рыцаря и оруженосца (пажа). Помимо этих 56 карт имелось еще 22 козырные карты с цифрами от 0 до 21, носившие следующие названия: шут, фокусник, монахиня, императрица, император, монах, любовник, колесница, правосудие, отшельник (или старец), судьба (или колесо), сила, палач, смерть (эта карта по причине суеверного страха оставалась безымянной, но изображенный на лицевой стороне скелет не оставляет сомнений относительно ее названия), умеренность, дьявол, гостиница (или больница), звезда, луна, солнце, судилище, мир.

Позднее, перекочевав во Флоренцию, колода пополнилась еще 20 козырями. Двенадцать из них получили имена знаков зодиака, четыре-добродетелей (вера, надежда, милосердие и благоразумие), оставшиеся четыре - названия стихий: земля, вода, огонь и воздух. Дурак или шут был изъят колоды, а оставшиеся 97 карт использовались в ныне забытой игре "минчиате". По мере роста популярности карточных игр в Европе в течение всего XIV века (исключение в этот период составляли лишь Англия, Русь и Скандинавия) из колоды тарота исчезли все козырные карты и четыре "рыцаря". Правда, остался "дурак", который сохранился до наших дней под именем "джокер". Таротные же колоды из 97 карт и 78 карт остались в Европе только для гадания. Причем они встречаются еще и теперь, хотя весьма редко. Кстати, в американских журналах недавно была помещена реклама таротных карт. которые выдаются за "последнее новшество" в предсказании судьбы.

Европейская 52-карточная колода появилась на свет по той же причине, что и восточная разновидность игральных костей-домино: из стремления отделить мир азарта от таинств оккультизма и магии. Хотя, видимо, есть и более банальное объяснение. Дело в том. что колоды из 78 и 97 карт были слишком неудобны, а правила игр, в которых они применялись,-чересчур сложны для запоминания. Поэтому все постоянные козыри были убраны из колод и сохранились лишь как принадлежность гадания. Другая причина их исчезновения носит сугубо технологический характер. Первоначально, до изобретения печатного станка (а в случае с картами-и еще позже, пока полиграфические материалы и оборудование не были усовершенствованы в достаточной степени, чтобы механизировать весь процесс изготовления игральных колод), карты размечали и раскрашивали вручную. При этом. естественно. применяли специальные трафареты и шаблоны. Однако в целом богато украшенные средневековые карты с мастерски выполненными миниатюрами и декоративными деталями больше напоминали художественные шедевры, а не обыденный атрибут развлечений. И самое главное-стоили они баснословно дорого. Их цена была настолько велика, что далеко не всякий состоятельный горожанин мог себе позволить купить хотя бы одну колоду. Спрос, рожденный растущей популярностью карт, резко обгонял предложение. Поэтому в целях экономии колода сильно похудела, исходя из того, что, чем меньше в ней карт, тем лучше.

Выбор символов, обозначающих различные масти, а в итоге и их названия также в значительной мере определялись спецификой производственного процесса. Как первоначальная символика мастей, так и их конкретные имена подверглись значительным изменениям в большинстве стран. В прошлом карточные символы и их названия менялись от страны к стране в зависимости от местных традиций и обычаев. Но в XIV веке во Франции появилась колода, украшенная стилизованными изображениями мастей: сердец (червей), лопат (пик), бриллиантов (бубен) и дубинок (треф). Постепенно эти символы укоренились в большинстве государств Запада, получив статус универсальных и общепризнанных обозначений четырех карточных мастей. Однако названия мастей в различных странах до сих пор во многом разнятся.

Так, во Франции это: сердца, пики, плитки и трилистник. Видимо, выбор имен шел там от внешнего сходства символа масти с такими реальными повседневными предметами, как наконечник копья или пики, плитки мостовой, листок клевера. Как я уже упоминал ранее, названия мастей в таротных картах первоначально произошли от изображенных на них предметов: чаш, мечей, монет и жезлов (по-итальянски: "каличи", "спади", "денари", и "бастони"). Но в современной Италии масти, обозначенные общепринятыми французскими символами, называются уже по-другому: "куори" (сердца), "пиччи" (пики), "квадри" (квадраты) и "фиори" (цветки).

В Германии сегодня масти именуются следующим образом: "херц" (сердца), "пике" (лопаты), "карос" (бриллианты) и "треф" (дубинки). Изображения мастей аналогичны французским. Но первоначально немецкие названия и символы мастей были другими: "айхель" - "желудь" (пики), "шеллен"- "колокола" (бубны), "блэттер"-"листья" (трефы) и "херц"-"сердца" (черви). Эти символы и теперь можно встретить на современных картах, и наоборот, игроки порой употребляют старинные названия в отношении современных символов мастей.

В Испании масти именуются немного иначе: "копас"-чаши, "эспадас"-мечи, "орос"-золотые монеты и "бастос"-дубинки. Словом "копас" называют как старинный символ чаши (который прежде именовался как "кализ"). так и современный-сердца. До недавнего времени вторая масть символизировалась мечом, но теперь почти повсеместно его сменил общепринятый символ "пик"-лезвие лопаты. хотя само название масти осталось прежним. Соответственно ромбический бубновый рисунок появился в колодах вместо стилизованных монет. А вот четвертая масть сохранила как первоначальный символ в виде дубинки, так и старое имя "бастос". Англичане позаимствовали имена мастей, видимо, из различных европейских исючников. Сердца (черви) идентичны французскому "кёр" и немецкому "херц". В то же время название следующей масти "спейдз"-лопаты (пики) перекликается с итальянскими или испанскими наименованиями ("спади" или "эспадас"). Возможно, первопричиной Было то. что символ пиковой масти напоминал англичанам лезвие Лопаты (а французам и немцам - наконечник копья). Бубновая масть (по-английски - "даймондз" - бриллианты) имеет прямое отношение к ее старинному итальянскому названию: "драгоценности, деньги", хотя само изображение схоже с французской символикой в виде ромбовидной плитки. Та же история и с трефами (по-английски "клабз"-дубинки). Имя повторяет итальянское (или, возможно, немецкое) название, а символ-копия французского трилистника.

За последние 500 лет не один художник пытался ввести в обиход новую карточную символику. Время от времени появлялись колоды, в которых четыре масти представали в виде зверей, цветов, птиц, рыб, предметов домашнего обихода, посуды. Демократические и коммунистические режимы пытались отразить на кусочках картона свои социальные и идеологические догмы, выпуская колоды с изображениями президентов, комиссаров, промышленников, рабочих, а иногда даже персонифицировать моральные и этические постулаты в аллегорических фигурах свободы, равенства, братства и здоровья. В самом начале XV века в Германии появилась колода, где масти представали в виде ларцов для церковных пожертвований, гребней, кузнечных мехов и корон. От своих немецких коллег не отставали в выдумке и вычурности художники Испании и Италии. Последний всплеск карточной геральдики пришелся на 1961 год, когда Южно-Африканский Союз вышел из британского Содружества наций: черви стали "пороховницами", пики - "колесами фургонов", бубны - "колышками для палаток", а трефы-"башмаками". Карты-картинки также полностью сменились: туз превратился в президента, король-в главнокомандующего, дама-в матрону, а валет-в переселенца-бура.

В остальных государствах правящие монархии карточных королевств избежали революционных потрясений, сохранив свой облик практически неизменным. Единственное, что не смогло противостоять неумолимому ходу времени, так это реальные исторические личности, послужившие прототипами для карточных королей, дам и валетов. Первоначально, например, четыре короля символизировали легендарных героев-правителей древности, которыми могли восхищаться европейцы в XIV веке. На картах их изображали такими, какими они представали в народных преданиях: Карл Великий (черви)-король франков в период с 768 по 800 год нашей эры, а также император Западной Европы вплоть до 814 года; Давид (пики)-пастух и певец, ставший благодаря своим подвигам легендарным древнееврейским царем: Юлий Цезарь (бубны), а Александр Македонский (трефы).

Правда, в некоторых колодах червонный король изображался попеременно то в виде Юлия Цезаря, то-Александра Великого. В других случаях этот непостоянный карточный монарх являлся то волосатым Исавом. то Константином, то Чарльзом I Английским, то Виктором Гюго, то французским военным и политиком генералом Буланже. Справедливости ради следует сказать, что портрет Буланже красовался в карточной галерее героев совсем недолго-только до его самоубийства в 1891 году. В споре за обладание карточной короной червонной масти победа досталась все-таки наиболее популярному народному персонажу-Карлу Великому. После упорного, но бескровного соперничества ему удалось окончательно вытеснить из пределов карточных владений своих менее знаменитых и удачливых конкурентов.

Король-супермен. еще при жизни сумевший обессмертить свое славное имя. правил всей Европой почти полстолетия. Недаром современные карты любовно хранят героические черты великого императора, которые из века в век практически неизменно кочуют по странам и континентам в виде мудрого витязя, укутанного в горностаевую мантию (символ богатства). В левой руке его-меч (первоначально-боевой топор)-символ мужества и власти.

Изображение Давида в качестве короля пик изначально украшала арфа-напоминание о музыкальном таланте легендарного царя Иудеи. Но лишь французский вариант карт до сих пор может похвастаться этой примечательной деталью. Во время наполеоновских войн пикового короля стали изображать в виде Наполеона Бонапарта во Франции и герцога Веллингтона в Пруссии. Позже справедливость восторжествовала: Давид вновь обрел свое привычное место среди царственных особ.

Юлий Цезарь, конечно же, никогда не был королем, хотя в средневековых французских легендах его называют "королем Рима", а также почему-то "отцом Христианства" (несмотря на то, что он скончался в 44 году до Рождества Христова). Рисовали Цезаря обычно в профиль, причем на некоторых старинных французских и итальянских картах еще и с вытянутой рукой, словно монарх намеревается что-то схватить. Это должно было свидетельствовать о том, что бубновая масть традиционно отождествлялась с деньгами и богатством. Бросающаяся в глаза вытянутая рука сохранилась и поныне. Более того, во Франции короля бубен до сих пор иногда называют "цезарем".

Александр Македонский (в значительной степени идеализированный литературой средневековья и эпохи Возрождения)-единственный из карточных королей, в руку которого вложена держава, символ монархии. Данная деталь встречается как на современных, так и на старинных карточных миниатюрах трефовой масти. Стремление к максимальной стилизации неузнаваемо изменило десницу с державой, оставив лишь непонятный крошечный мазок телесного цвета. Внешность короля также стала жертвой безжалостной моды. Из чернокожего героя с яростным взглядом пронзительных глаз и густой курчавой шевелюрой он трансформировался в бледное изнеженное существо с чувственными губами, украшенное щегольской бородкой и аккуратными усами. Тем не менее король треф был и остается Александром Великим.

Дамы из королевского карточного ареопага не имеют ни малейшего отношения к реальным подругам Карла Великого или других исторических персонажей. Первой ламой червей была Елена Троянская. Кроме нее в роли карточных персонажей выступали Святая Елена (мать Константина Великого). Дидона (основательница Карфагена в античной мифологии), Жанна д'Арк. Елизавета I Английская. Роксана, Рахиль и Фауста. Но роль долгожительницы по праву принадлежит Юдифи, героине апокрифической библейской легенды. Начиная со средний веков, когда апокрифы были в зените своей славы, образ Юдифи кочует из колоды в колоду. В большинстве латинских стран даму пик издавна принято изображать в виде Афины Паллады. греческой богини мудрости и войны (или же в образе ее римского аналога-Минервы). Тевтоны и скандинавы отдавали предпочтение собственным мифологическим персонажам. олицетворявшим войну. Во Франции время от времени на роль дамы пик выдвигали то Башебу, то Жанну д'Арк. Но ни та. ни другая не смогла завоевать симпатии игроков и не оставила сколько-нибудь заметного следа в карточной идеографии.

Что касается дамы бубен, то европейские художники XIV и XV веков. по-видимому, не сумели прийти к согласию по поводу конкретного прототипа этого карточного персонажа. Исключением является лишь Франция, где дама бубен носила черты Панфизелии (королевы амазонок в греческой мифологии). В XVI веке вкусы широкой публики возобладали над творческими исканиями одиночек и в качестве прототипа дамы бубен стали изображать Рахиль, персонаж романтической библейской легенды о жизни Иакова. Поскольку в библейских преданиях Рахиль выглядела особой злобной и жадной, ее амплуа в качестве "царицы денег" (то есть дамы бубен) было вполне оправданно. Как, впрочем, и девиз, который нередко печатали на этой карте французы: "Да здравствуют те, кто предан игре!".

Ранние итальянские карточные мастера называли даму треф Лукрецией, имея скорее всего в виду жену Тарквиниуса Коллатиниуса. Подвергшись насилию со стороны Тарквиниуса Супербуса, сия добродетельная особа не смогла вынести позора и покончила с собой. Некоторое время ни одна из мифологических или исторических героинь не претендовала на роль дамы бубен. Иногда в колодах мелькали фигуры Гекубы (правительницы Трои) и Флоримелы (олицетворения женского обаяния, созданного талантом английского поэта Спенсера). Но они не сумели утвердиться на заветном месте. Такая же судьба постигла аллегорическое существо под именем "Разочарование", которое на старинных французских картах изображалось со свадебным кольцом, судорожно сжатым пальцами одинокой красавицы. В конце концов французам пришла в голову идея назвать даму бубен Аргиной (анаграмма латинского слова "регина"-"царственная"). Орфо-фонетическая находка оказалась настолько удачной, что прижилась и стала традицией. С этого момента все королевы, очередные фаворитки и любовницы французских монархов, героини злых пасквилей и фривольных острот, стали носить имя "Аргина". Король Франции Генрих III, сексуальный фетишист, ради удовлетворения своей тайной страсти часто облачавшийся в женские наряды, также удостоился этого насмешливого прозвища (звучавшего в озорных придворных стишках и простонародных песенках). Негодование оскорбленного монарха, когда до него дошло второе значение этого слова, не знало границ. На свет появился королевский указ, запрещавший любые немеки в письменной и изобразительной форме на особ королевской крови. Но никто не обратил внимания на суровый эдикт.

По мере трансформации гаротных карт в игральные исчезли четыре рыцаря. Поэтому теперь уже невозможно установить, кто послужил их прототипами, если таковые вообще существовали. Но валеты (как их именовали во Франции) или оруженосцы (в английском варианте)-это реально жившие люди. как и упоминавшиеся ранее короли и дамы. Хотя название карты переводится скорее как "слуга, лакей" или "шут" и обозначает людей низшего сословия, в карточной терминологии эта фигура традиционно отождествляется с искателем приключений, не всегда чтящим закон, но чуждым низкого коварства рыцарей легкой наживы.

Подобное толкование слова "валет" прекрасно соответствует образу валета червей. Как случалось уже не раз. французы остановили свой выбор на известном историческом персонаже-Этьене де Виньеле. служившем в войсках Чарльза VII Французского. Де Випьель сам себе дал прозвище "Ла Ир" (что можно перевести как "ярость" пли "рычание пса"). И не зря. поскольку был отличным воином, храбрым, щедрым. безжалостным, безрассудным и язвительным. Однажды после покаяния священник отпустил ему грехи и велел публично вознести молитву к Богу с просьбой о милосердии. Тогда де Виньель опустился на колени и произнес: "Господи, молю тебя явить Ла Иру ту же милость, какую Ты желал бы получить для себя из рук самого Ла Ира, если каким-то чудом вы поменялись бы местами". Некоторое время он служил военным советником у Жанны д'Арк и сохранился в памяти соотечественников как герой народного фольклора, наподобие Тиля Уленшпигеля, Вильгельма Телля и Робина Гуда. Может быть, поэтому без всяких возражений со стороны других наций Этьен де Виньель прочно занял место валета червей.

Прототипом валета пик был Огиер Датский. Причина подобного выбора заключалась, видимо, в том, что, согласно историческим хроникам, оружием в многочисленных битвах ему служили два знаменитых испанских меча с клинками из толедской стали. (Надеюсь, вы не забыли, что мечи по-испански "эспадас".) Личность Огиера Датского имеет много не только подлинных, но и легендарных черт. В сказаниях он побеждал гигантов, возвращал околдованным принцам их владения, а сам пользовался покровительством феи Морганы, сестры сказочного короля Артура. Всесильная волшебница, обручившись с Огиером, принесла ему в качестве свадебного дара вечную молодость. По сведениям же историков, Огиер предположительно был сыном Жоффрея Датского и двоюродным братом Карла Великого (он и поныне считается национальным героем Дании).

Роланд, легендарный племянник Карла Великого, известный в Италии под именем Орландо, стал прообразом валета бубен. Но совершенно неожиданно его сменил Гектор де Марэ, один из рыцарей круглого стола и сводный брат сэра Ланселота. По крайней мере именно этот персонаж ассоциируется сегодня с валетом бубен. Однако знаменитое благородство Гектора де Марэ плохо вяжется с дурной славой, приписываемой этому валету. Вполне возможно, что причиной был совершенно иной Гектор - Гектор де Галад, один из бесчестных офицеров Чарльза VII. В гадании на картах валет бубен считается предвестником несчастья. Хотя, с другой стороны, бубновая масть в целом считается хорошей у предсказателей, которые, возможно, ориентируются на таротный символ этой масти-деньги, богатство.

Валет треф-сам сэр Ланселот, старший из рыцарей круглого стола короля Артура и любовник королевы Дженеверы. Первоначально он был самым ярким и броским из валетов. Но постепенно манера рисунка менялась, и валет треф безвозвратно лишился своего роскошного камзола и изысканной стрелы, символа искусного лучника. Трудно узнать в современном валете треф того могучего воина (каким он предстает в произведениях Мэлори). который, будучи ранен в бедро стрелой охотницы, сумел тем не менее одержать вверх над тридцатью рыцарями. Сегодня, когда символы мастей и состав колод окончательно устоялись, редко кто из игроков по-настоящему интересуется биографиями давно исчезнувших персонажей карточных фигур или отягощает свою память историческими подробностями. Конечно, рисунки на картах-картинках в современных колодах мало чем напоминают реально существовавших личностей. Это не что иное. как стилизации стилизаций. бесконечно далекие от первоначального оригинала. Хотя во Франции и Германии и сейчас можно еще обнаружить связь тех или иных изображений с реальными историческими прототипами. Правда, она выражается в основном в их именах, которые искусно включены в изображения дам. королей и валетов. Впрочем, сами игроки довольно равнодушно воспринимают очередные новшества в художественном...

Фрагмент (стр. 105-111) из книги Алана Вайке "Энциклопедия азартных игр", перевод с английского, М. 1994.



Карты дьявола Вернуться в Амбер
Hosted by uCoz